Бирюкова Татьяна Валерьевна
Тема урока
«Мир природы и человека в стихотворении Бунина «Не видно птиц. Покорно чахнет…»
(6 КЛАСС) скачать
Цель: выявить особенности мировосприятия И. Бунина, нашедшего отражение в ранней лирике поэта.
Задачи: формировать исследовательские навыки, развивать образное мышление, творческие способности учащихся; воспитывать чувство единства с миром природы, гуманистическое мировоззрение.
ХОД УРОКА
1. Чтение статьи учебника об И.А. Бунине.
2. Беседа.
- Назовите известные вам произведения И.А. Бунина.
- О каких особенностях творческой манеры И.А. Бунина рассказал К.Г. Паустовский? Найдите ответ на вопрос в тексте статьи.
- На что советует обратить внимание К. Г. Паустовский при чтении бунинских произведений?
3. Выразительное чтение учащимися стихотворения И.А. Бунин «Не видно птиц. Покорно чахнет...».
4. Выявление первоначальных впечатлений.
- Какое время года изображено в стихотворении?
- Какое настроение преобладает в стихотворении? Найдите слова, дающие ответ на вопрос.
- Какими размышлениями может быть вызвано такое настроение?
Глубокая осень... Лирический герой «скитается в степи свободной, вдали от сел и деревень». Он слушает музыку осени, с грустью отмечает, как «покорно чахнет» лес, думает о неизбежности приближающейся зимы. В то же время он понимает, что порядок вещей нарушить никто не в силах.
Октябрь — это уже настоящая осень, с короткими серыми днями, тихим плачем осеннего дождя, печалью опустевших полей. Бесконечные дали открылись — ничто не мешает свободному взору. Природа засыпает. В такие дни грусть — частая гостья.
Красотой осени восхищались не только поэты, но и музыканты и
художники.
5. Прослушивание «Осенней песни» П.И. Чайковского из цикла «Времена года».
http://www.classic-music.ru/mp3-tchaikovsky-piano.html
- Каким настроением проникнута эта музыка?
6. Обращение к картинам русских художников. Экскурсия по выставке репродукций.
И.И. Левитан «Октябрь», http://www.hudojnik-peredvijnik.ru/levitan-i-i/levitan-i-i-oktyabr-osen/